Как использовать баланс при композиции пейзажной фотографии

Перевод статьи «Using Balance in Your Landscape Photography Composition» (Gavin Hardcastle).

Если вы хотите вывести свою пейзажную фотографию на следующий уровень, то пришло время начать думать о балансе предметов. Наиболее мощные инструменты композиции, которые имеются в вашем распоряжении — это ваши колени и ноги.

Просто отойдя в сторону на несколько метров, можно решительно изменить композицию пейзажа. Сделайте шаг вперёд и преклоните свои колени, чтобы получить более низкую точку обзора. Теперь вид может стать более интересным.

Я говорю об этом по той причине, что горизонтальные и вертикальные движения позволят вам получить идеальный баланс предметов в ваших пейзажах. Если у вас фотокамера с одним из тех поворотных LCD экранов, то вы можете вообще лечь на землю или вознестись вверх на штативе. Отлично.

Так что же я называю “балансом”

Что-то опасное.

Я говорю о том, как вы располагаете объекты на картине в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Просто бросить интересующий вас объект в центр кадра — это тоже может сработать, но бывает, что нужно более лучшее размещение с одной из сторон кадра и противовес чем-то с другой стороны.

На моей картине выше «Что-то опасное» я хотел, чтобы грозные грозовые облака были главным объектом, но и было важно показать, что они надвигаются на плато. Выделив нижнюю треть кадра для плато и верхние две трети для угрожающих туч над ним, я уравновесил обе сущности к своему удовлетворению.

Объекты не могут двигаться, но вы можете

Может случиться, что вы на самом деле используете интересное пространство для противовеса своему главному сюжету. Не предполагайте, что оба пространства должны быть заполнены очевидными вещами. Мне нравится предлагать своим зрителям подумать о том, что именно находится в этом пространстве, ведя их взор к тому, что на первый взгляд кажется ничем, но при ближайшем рассмотрении раскрывает что-то интересное.

По-настоящему важно уравновешивать объекты в изображениях с отражениями. Возможно, вы хотите сделать ударение на отражённых элементах? Движение слева направо или вверх и вниз может действительно поместить эти элементы точно там, где они должны быть. Передвижение на шаг влево может удалить далёкий притягательный горный хребет. Снижение на несколько сантиметров может вернуть его назад.

Со своим вышеприведённым изображением озера Моно я обнаружил, что если снижаюсь к земле слишком сильно, то теряю часть множества отражённых облаков. Идеальное вертикальное положение было в мучительном положении полулёжа на земле, при котором мои конечности вопили от боли. Когда же я переместился чуть вправо, то потерял под собой насыпь из туфа, которую вы можете видеть в левом нижнем углу, добавляющую глубины в картину.

Я это проделывал так много раз, что больше не думаю, делая это. Просто что-то щёлкает, и я знаю, что кадр в кармане. Однако, если вы только начинаете, это может требовать сознательных размышлений, так что далее изложены две хитрости, которым я всегда учу своих студентов.

Припадите к земле

Сделав кадр на нормальной высоте со штатива, присядьте на корточки на несколько секунд и осмотрите сцену из нижней перспективы. Сделайте это привычкой, и я могу практически гарантировать*, что вы увидите лучший кадр в половине случаев.

Изобразите кобру

Вместо ёрзания вправо–влево мне часто нравится изобразить кобру и подвигать свою голову из стороны в сторону, стараясь держать ту же высоту. Проделывая это, я могу видеть, как объекты переднего плана двигаются поверх удалённых объектов. Если вы видите какого-то парня со штативом на краю обрыва, который выглядит будто исполняет какой-то шаманский танец, то это я устанавливаю кадр.

Это звучит совершенно очевидно, но я замечаю множество фотографов, которые не заботятся этими двумя основными движениями. Композиция — это больше, чем просто поставить штатив.

Мой кадр из парка Los Arcos в Cabo San Lucas (Мексика) — это типичный пример, как “превращение в кобру” помогло мне получить идеальную композицию для того, чтобы Эль-Капитан (скала по центру в море) был расположен точно в том провале. Если бы я переместился всего на полметра влево или вправо, то потерял бы это привлекательное равноотстоящее положение. Если бы я сдвинулся ниже (присел на корточки), то скала на переднем плане закрыла бы следы на песке, ведущие ваш взгляд прямо к Эль-Капитану.

Снимайте с рук

Да, да, я понимаю, что я человек-штатив, но часто начинаю съёмку без штатива, так что получаю свободу передвижения, чтобы найти лучшую композицию. Найдя этот идеальный баланс объектов между вертикальной и горизонтальной плоскостями, хватаю штатив и делаю кадр. Это избавит от множества манипуляций со штативом, особенно если вы пользуетесь одним из тех шатких экземпляров, которым место на свалке.

Попробуйте сами

Идите и попробуйте “припасть к земле” или “кобру”, а потом напишите здесь комментарий, чтобы я знал о ваших результатах. Сознательный подход к уравновешиванию объектов даст вам лучшие изображения пейзажей и с практикой станет автоматическим.

*    *    *

* Гарантия виртуальная и стоит только бумаги, на которой она написана.

На тему композиции также можно почитать следующие статьи:

В Интересное...

Напишите своё мнение:

*
*

Я не робот! Сообщения от роботов тихо игнорируются.
Сообщайте мне о новых комментариях.

Вы также можете подписаться, не комментируя.


© 2013—2017 Игорь Плехов +79142063737