Введение в синий час для начинающего фотографа

Перевод статьи «New Photographer’s Guide to Blue Hour» (Ausaaf Ahmad).

Среди множества советов и трюков, которые начинающие фотографы узнают касательно освещения, время суток — это важное понятие, которое при съёмке некоторых пейзажей и некоторых динамичных кадров естественного или искусственного света представляет собой время заката или рассвета. Это время непосредственно перед появлением солнца или сразу же после его исчезновения, когда ещё не настолько темно, чтобы потребовался дополнительный источник света. Это введение в “синий час”, естественный промежуток времени, так популярный среди фотографов.

Что такое “синий час”?

Синий час можно определить как время суток, когда небо меняет цвет от синего до тёмно-синего, становясь далее чёрным, или наоборот в зависимости от рассматриваемого времени суток (рассвет или закат). Оно называется синим часом в предположении, что синий цвет неба сохраняется примерно на протяжении часа. На самом деле это длится приблизительно от 30 до 40 минут. Его длительность зависит от географического положения и времени года.

Практические правила для синего часа

Основное правило касательно синего часа — это когда именно он начинается или заканчивается:

  • Восход. В это время суток синий час начинается приблизительно за 30 минут до восхода. Его пик может быть за 10 минут до восхода. Во время восхода синий цвет очень быстро ослабляется в направлении солнца, поднимающегося над горизонтом.
  • Закат. Во время заката синий час начинается примерно через 10 или 15 минут после захода солнца. Лично мне нравится фотографировать синий час во время заката, так как тогда у меня есть дополнительное время, чтобы настроить оборудование или переместиться куда-то до того, как начнётся сам синий час.
  • Есть сайты, где можно найти приблизительное время синего часа в любом месте, так что вы можете соответственно планировать своё путешествие.
  • Если погода пасмурная, то длительность синего часа уменьшается, и в некоторых случаях облачность может полностью уничтожить синий час.

Что фотографировать во время синего часа

В синий час лучше всего снимать городские или природные пейзажи и живописные пляжи. Эти кадры требуют длинной выдержки или низкой скорости затвора, из-за чего трудно получать изображения людей или движущихся объектов, так как лёгкое движение может сделать картину размытой, но тем не менее, в это время свет оптимальный, чтобы показать оживлённость пейзажа.

Зачем фотографировать в синий час

Творческое представление движения

Так как фотография в синий час требует длинную выдержку или относительно низкую скорость затвора, то в зависимости от сценария длинную выдержку можно творчески использовать, чтобы показать движение. Лучше всего в синий час заснять световые следы автотранспорта, фотографируя городские пейзажи; а если в это время есть облака, то движение облаков можно ипользовать, чтобы получить эффект протяжки. Во время съёмки живописных пляжей движение воды окажется сказочным. Все эти эффекты добавляют фотографии динамичности.

Лёгкое управление параметрами в слабом свете

Лично я нахожу съёмку в синий час довольно лёгкой и интересной по сравнению с условиями яркого света. При доступности правильного оборудования (например, штатив, пульт удалённого управления или задержка спуска) легко управлять различными параметрами, чтобы сформировать кадр. В сравнении с этим, ярким солнечным днём есть шанс получить пересвеченное изображение или выбеленные участки, если нет никаких средств управления светом относительно объекта съёмки. Однако, у любой техники фотографии есть свои достоинства и недостатки.

Список оборудования для синего часа

Вот список важных вещей, которые можно считать необходимыми для синего часа:

  • Цифро-зеркальная фотокамера — совершенно необходимая вещь для фотографий. Чем лучше ЦЗК, тем лучше будет характеристика шума при длинной выдержке.
  • Крепкий штатив — это совершенно необходимая вещь, и причина в длинной выдержке в синий час. Так что съёмка с рук сильно повышает шансы получить размытые изображения.
  • Проводной или беспроводной удалённый спуск — это также важная вещь, которая может помочь избежать сотрясения камеры. Альтернатива — это внутренний таймер, но временами в синий час может потребоваться использовать bulb-режим (выдержки длиннее 30 секунд), чтобы заснять окружение (для совмещения нескольких слоёв).
  • Удобный фонарь — чтобы видеть своё окружение при установке штатива, когда вокруг слегка темновато.
  • Секундомер — эта вещь сейчас присутствует в любом мобильном телефоне и приходит на помощь, когда нужно следить за длительностью экспозиции, в случае если фотокамера или пульт ДУ этого не делают.
  • Широкоугольный зум-объектив или объектив подходящий для композиции — не обязательно, но широкоугольный объектив облегчит правильную компоновку кадра, если есть возможность зуммировать туда и сюда в зависимости от того, что вы хотите видеть на фотографии.
  • Тряпочка для протирания объектива и резиновая груша — это важно, чтобы сохранять объектив чистым в случае отпечатков пальцев или грязи. Хотя это не специфично для синего часа, но это важный фото-инструмент всё равно.
  • Различные мелочи — эти вещи могут быть полезны и сделают процесс фотосъёмки комфортным. Если вы ставите штатив в траве, то будет полезным средство отпугивания насекомых, также если погода не жаркая, то не забудьте взять маленькое полотенце, чтобы вытереть росу с оборудования вместо того, чтобы намочить фотокамеру или объектив.

Как фотографировать в синий час

Установка оборудования

В первую очередь надо установить камеру на штатив, на твёрдую землю, чтобы избежать сотрясений камеры. Поставьте штатив на землю и хорошенько на него надавите, чтобы убедиться, что он хорошо стоит. Поместите камеру на штатив и проверьте, что она надёжно закреплена. Посмотрите в видоискатель и скомпонуйте кадр, а также проверьте, что камера нормально выровнена по пузырьковому или электронному уровню (если такой есть на вашей камере). Убедитесь, что вы не находитесь под прямым источником яркого света, который может вызвать зайчики в объективе.

Подключите пульт дистанционного управления к фотокамере, если он проводной, или приготовьте беспроводной. Смотря в видоискатель, остановите фокус на каком-нибудь светлом объекте в кадре. Когда фокус установлен, переставьте переключатель фокусировки объектива в ручной режим, чтобы дальше не перефокусироваться и не потерять таким образом фокус.

Попробуйте получить картинку в формате RAW, а не JPEG, так как это даёт больше гибкости и деталей при пост-обработке изображения. Дважды проверьте, что фокус нормально покрывает весь кадр, сделав несколько тестовых снимков. Я всегда пробую и проверяю, что всё в порядке, задолго до наступления синего часа, так что могу занять своё рабочее время, чтобы настроить оборудование и быть готовым получать картины.

Несколько экспозиций

Когда оборудование установлено, а объектив правильно сфокусирован, установите диафрагму между f/8 и f/16, чтобы наверняка получить хорошую глубину резкости. Мне лично нравится сохранять баланс между ISO и скоростью затвора, чтобы управлять шумом на картине. Предпочтительно ISO около 100–200, а всё остальное я отношу к выдержке, которая меняется от пяти секунд до более минуты в зависимости от деталей переднего плана или какого-то светового зрелища, которое я хочу запечатлеть. Я предпочитаю снимать в полностью ручном режиме, чтобы иметь возможность управлять всеми параметрами.

Если в строение вашего кадра входят деревья и трава, то постарайтесь получить несколько экспозиций с хорошим освещением, чтобы позже использовать их при пост-обработке. Это также даст вам представление, какая потребуется выдержка для съёмки неба.

Продолжайте делать кадры с различными интервалами в течении синего часа, с тем чтобы использовать при пост-обработке изображения лучшую экспозицию. Если композиция содержит какие-то световые представления или же архитектуру, полную света, то может потребоваться соответственно подстроить выдержку, чтобы избежать пересвета. В то же время нужно продолжать проверять кадры, чтобы быть уверенным, что они правильно экспонированы для пост-обработки.

Пост-обработка экспозиций

Это может быть отдельной статьёй на тему «Слияние нескольких уровней в Adobe Photoshop», но я дам здесь краткое описание.

Я использую Adobe Photoshop для слияния нескольких слоёв своих фотографий синего часа. Если изображение в формате RAW, то можно изменить базовые параметры такие как Exposure, Clarity, Vibrance, Temperature и т. д. после открытия файла. Когда вы это всё сделаете, в Adobe Photoshop откроется актуальная картинка. Выберите и откройте несколько изображений исходя из экспозиции неба, переднего плана и т. д. Выберите одно изображение с лучшей экспозицией синего неба и сделайте чистый “Новый слой”, чтобы скопировать другое изображение с хорошей экспозицией переднего плана.

Нижний слой для источников света, средний слой для земли и верхний слой для неба.

Расставьте различные слои по очереди покрытия. У изображения в примере слой с большим участком неба идёт самым верхним, а за ним следует слой переднего плана. Используйте инструмент Erase, чтобы вытереть недоэкспонированные области из верхнего слоя, чтобы открыть нормально проэкспонированный слой с передним планом (можно также использовать маску слоя). Подстройте параметры такие как Selective Colour, Shadow/Highlights, Contrast и т. д. каждого слоя, чтобы получить одинаковое ощущение цвета. Склейте вместе эти слои, чтобы образовать единый слой, когда закончите, и вы получите готовое изображение.

Я лично не склеиваю слои, что даёт мне возможность поправить любой из слоёв, если это потребуется в будущем.

Чувствуйте себя свободно насчёт пожеланий или комментариев, если у вас они есть, так как я всегда страстно желаю научиться чему-то ещё и ещё.

В Интересное...

Комментарии

Аля:
2016-05-01 17:21

Только один комментарий - огромное спасибо за эту статью! Очень полная и понятная, нашла для себя ответы на все интересующие меня вопросы. Спасибо :)

Ответить...

Напишите своё мнение:

*
*

Я не робот! Сообщения от роботов тихо игнорируются.
Сообщайте мне о новых комментариях.

Вы также можете подписаться, не комментируя.

В Интересное...


© 2013—2017 Игорь Плехов +79142063737